«Самая дорогая публичная компания Германии» — этого статуса достиг концерн Volkswagen в 2021 благодаря заявлению о прорывном плане развития производства электромобилей. Почему так произошло, что это значит для локальных рынков и какие еще тенденции автобизнеса нельзя пропустить ― об этом в интервью с Мариной Рудаковой, директором группы Volkswagen в Беларуси.
— Последний раз Volkswagen был топом немецкого индекса DAX шесть лет назад, еще до «дизельгейта». Но все изменилось после презентации в марте амбициозного плана, когда гендиректор VW Герберт Дисс рассказал о прорывном плане развития производства электромобилей, прямо направленном против Tesla…
— Да, «дизельгейт» (крупнейший современный скандал в автомобильной индустрии — в 2015 стало известно о манипуляциях Volkswagen с автомобильным ПО. — Прим. «Про бизнес») очень ударил по Volkswagen и заставил несколько лет назад глобально все переосмыслить и начать менять свое будущее. И вот оно наступило ― электромобиль Volkswagen ID.3 на декабрь 2020 года стал второй моделью по популярности в Евросоюзе.
В этом году нам тоже будет чем порадовать своих потребителей. С нетерпением ждем новый Volkswagen Caddy и абсолютную новинку на рынке — Volkswagen Taos! Ранее ожидалось, что на белорусский рынок он приедет под названием Tarek. В модельном ряду Volkswagen Taos позиционируется как более компактный SUV, чем Tiguan. Премьера новой модели Volkswagen в Беларуси состоится летом 2021 года.
Вот как в итоге выглядела тройка лидеров:
Volkswagen Golf — 30 073 шт. (-2%)
Volkswagen ID.3 — 27 997 шт.
Tesla Model 3 — 24 567 шт. (+11%).
Если в декабре 2019 года на «электрички» приходилось лишь 6,3% всего авторынка, то в декабре 2020-го — уже 24%. Почти четырехкратный рывок доказал, что структура авторынка может стремительно меняться. Потребители ID.3 довольны: машина легко, даже в морозы, проезжает 300 км и более.
Volkswagen планирует в 2021 году выпустить 1 млн электромобилей, а к 2025 году стать мировым лидером по продажам с 2 млн электромобилей.За этим очень интересно наблюдать — хотя пока только со стороны.
— Скоро ли немецкие «электрички» появятся в Беларуси?
— Я думаю, что с электромобилями будет история как с «айфонами»: настанет время взрывного роста по экспоненте, в том числе и в Беларуси. Но в рамках того, что Volkswagen является партнером УЕФА во время чемпионата Европы по футболу, электрическая модель ID.3 приедет в Беларусь и Россию. Нам предоставят возможность показать эту модель нашей аудитории и провести ряд тест-драйвов в Минске.
— Помимо электрокаров, какие еще мировые тенденции в автомобильном мире видятся вам наиболее значительными?
— На протяжении нескольких лет мы видели, как люди постепенно отказывались от владения автомобилей в пользу каршеринга и схемы «авто по подписке». Пандемия развернула или несколько замедлила этот тренд — опять стало удобно иметь собственный транспорт.
Например, в европейских странах Multivan, California и Caravelle распроданы на несколько месяцев вперед. Пока привычные авиаперелеты в Европе затруднены, путешествия на личном автомобиле набирают все большую популярность. Люди любят путешествия и чувствуют в этом потребность.
Еще один мировой тренд ― построение вокруг автомобиля и клиента экосистемы, в которой участвуют финансовые институты, ИТ-компании, сервисные центры и т.д. То есть клиент не остается наедине со своей машиной. Он получает платформу, в которую бесшовно интегрированы продукты и услуги, покрывающие максимально широкий спектр его потребностей (напоминания о техническом обслуживании, о продлении страховки и т.д.). Автомобиль становится «планшетом на колесах», он управляется различными умными программами и позволяет сделать владение максимально комфортным.
Ну и, конечно, онлайн-продажи! Ранее этот тренд был просто «популярной темой к обсуждению», сейчас — реально работающая схема. Бесспорно, автомобиль — это тот продукт, который люди предпочитают покупать вживую, но и здесь коронавирус внес свои коррективы.
Своим клиентам мы предоставляем выбор: они могут купить автомобиль как в автосалоне, так и онлайн через наш сайт. Пока услуга не пользуется сильной популярностью, но будущее уже наступило и мы идем в ногу со временем. Ведь раньше и покупка одежды через интернет казалась чем-то неудобным и непонятным.
Также можно выделить тенденции, которые будут в стратегическом фокусе многих компаний, в том числе автомобильных:
— Насколько эти тренды актуальны в Беларуси?
— Я не отделяла бы мировые тренды от местного рынка, многие из них до нас уже дошли или подходят с разной скоростью. Автодилеры активно движутся в сторону автоматизации процессов, частичного переноса общения с клиентом в онлайн-среду, адаптации процессов под изменяющееся поведение покупателей. Например, сейчас клиент без труда может записаться на сервис онлайн, заказать выездной тест-драйв или даже купить автомобиль без физического присутствия в автоцентре.
— Существует мнение, что сейчас все модели машин оказались похожи друг на друга. Как считаете, почему так произошло? Что помогает Volkswagen выделяться среди конкурентов?
— Если окунуться в историю автомобильных брендов, то раньше для каждого рынка выпускались свои модели. Но экономическая ситуация заставила автопроизводителей объединяться, чтобы выжить. В глобальном масштабе идет продуктовая унификация — машина должна быть универсальной, чтобы нравиться всем потребителям на разных континентах. В такой ситуации, конечно, отстраиваться от конкурентов с каждым годом становится все сложнее.
С другой стороны, это только на первый взгляд кажется, что все автомобили в одном классе одинаковые. Да, внешне и по комплектации машины могут быть похожими, но когда садишься за руль, то эмоции всегда разные. Для нас как продавца важно, чтобы покупатель прошел тест-драйв и получил индивидуальный опыт общения с автомобилем.
— Если говорить о конкуренции, то в каких сегментах автомобильного рынка Беларуси она самая сильная/слабая?
— Так как моделей, представленных нашими дилерами в РБ, не очень много, то конкуренция есть в каждом сегменте. Мы не защищены постоянным спросом и тем более не чувствуем себя монополистами. И именно это постоянно стимулирует нас улучшать клиентский сервис, послепродажное обслуживание, работать над общим восприятием бренда на рынке.
— А автомобили Volkswagen ― для кого они? Как себя позиционирует бренд?
— Это точно современный человек, ценящий свое время, комфорт. Vibrant Power (Живая Сила) — это главный слоган нового Volkswagen, который выражает наш новый образ мыслей и чувств: более аутентичный, более живой, полностью ориентированный на людей и их желания. Мы сохранили самое главное и обновили свой ДНК. В его основе лежит человечность, искренность, ясность, вдохновение и чувство юмора — это то, что будет нас заряжать и всегда двигать вперед.
— А что касается клиентов Volkswagen в Беларуси, до каких аудиторий вы хотели бы получше достучаться?
— В Беларуси Volkswagen исторически занимает большую долю рынка. С 1994 года, когда бренд пришел в страну, он завоевал любовь аудитории и уверенно ее удерживает. У нас есть много лояльных клиентов, которые с нами больше 25 лет и не готовы пересаживаться на другие марки автомобилей.
Если же говорить про целевую аудиторию, то она очень разнообразная и у каждой модели своя. Сейчас бренд захватывает практически все целевые группы на рынке авто. Самое сложное — это достучаться до той аудитории, на которую плохо работают стандартные маркетинговые каналы продвижения. Я говорю про новое молодое поколение, которое потребляет информацию уже совсем из других источников. Но в этом направлении мы тоже работаем. Так, буквально месяц назад Volkswagen появился в TikTok, став тем самым первым автомобильным дилером в РБ, который это сделал.
— Volkswagen в Беларуси работает в рамках концерна «Атлант-М». Как влияет сила бренда этого холдинга на продажи VW в Беларуси?
— Бренд «Атлант-М» и бренд Volkswagen, бесспорно, связаны и в какой-то степени дополняют друг друга. Для человека, покупающего авто под брендом Volkswagen, «Атлант-М» является значительным фактором при принятии решения. Это его дополнительная уверенность и спокойствие уже не в продукте (автомобиле), а в самой сделке — ее прозрачности, честности и дальнейшем клиентоориентированном сервисе. «Атлант-М» силен своей структурностью, бизнес-процессами, профессиональными кадрами — это добавляет авторитета нашей марке.
— Каким будет 2021 год для белорусского рынка автомобилей?
— Мы осторожны в своих прогнозах, ориентируемся на цифры прошлого года. Пока первые два с половиной месяца показывают тренд на падение. Но есть ощущение, что белорусский рынок новых автомобилей в 2021 упадет не слишком сильно.
Все это позволит рынку балансировать либо на уровне прошлого года, либо упасть, но не так сильно. По нашим прогнозам, максимум на 10−12% от прошлого года. Хотя нельзя забывать и про другие факторы: риск девальвации, инфляция, резкое снижение платежеспособности населения. Все это может более радикально повлиять на рынок.
— А что происходит в сегменте коммерческих автомобилей, какие машины сейчас больше всего нужны белорусскому бизнесу?
— Рынок коммерческих автомобилей ― это индикатор состояния экономики и деловой активности бизнеса. К сожалению, в 2021 году рынок падает. В сегменте огромная конкуренция со стороны автомобилей российской сборки: они начинают доминировать по продажам. Из-за пандемии меньше стали востребованы автобусы под пассажирские перевозки, но зато вырос спрос на «каблуки» и грузовые микроавтобусы, так как получила развитие интернет-торговля.
Сейчас мы видим, что бизнесу нужны фургоны типа Crafter, потому что возможности у этого автомобиля огромные — можно сделать и холодильник, и лабораторию, и просто перевозить любые грузы.
— Какие цели ставит перед собой на 2021 Volkswagen в Беларуси?
— Для марки Volkswagen мы ставили цели, равнозначные прошлому году. И сейчас двигаемся очень осторожно, короткими тактическими шагами. Строим не далеко идущие планы, а аккуратно решаем поквартальные задачи, тщательно все анализируем и быстро корректируем поведение при необходимости. Такова реальность 2021 года.
— Какие финансовые программы у вас сейчас есть для бизнеса по покупке новых автомобилей?
— На данный момент доступны все лизинговые программы. По кредитам условия стали чуть жестче, но зато они более доступны по сравнению с прошлым годом. Volkswagen сотрудничает со многими финансовыми институтами и способен балансировать своей доходностью, чтобы клиент получал самое выгодное финансовое предложение.
— Юридические лица пользуются финансовыми программами?
— Покупок машин сразу за полную стоимость не так много, хотя они есть. Чаще используют финансовые инструменты, потому что тогда автомобиль становится более доступным для решения бизнес-задач.
— Какие новинки на белорусском рынке стоит ожидать в текущем году?
— В 2020 году у нас обновился Polo и в феврале 2021-го он стал самой продаваемой моделью в Беларуси. Это ли не показатель успеха авто на рынке? Ждем таких же рекордов в своем классе для обновленного Tiguan!